6. Учебно-методические рекомендации для студентов



 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Уральский филиал

 

 

Кафедра уголовно-процессуального права

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю)

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

 

Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины (модуля)

 

 

 

 

Курс: 4

Семестры: 6,8

Форма обучения: очная

Срок освоения ООП по форме обучения: 4 года

Квалификация выпускника: бакалавр

 

Курс: 4

Семестры: 7,8

Форма обучения: заочная

Срок освоения ООП по форме обучения: 4 года

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Челябинск, 2016

 

Составитель: Борохова Наталья Евгеньевна, доцент кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», кандидат юридических наук.

                     _________ «____» _________ 2016 г.

 

 

Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины (модуля) разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины (модуля) обсуждены на заседании кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» протокол № 02 «09» сентября 2016 г.

Зав. кафедрой уголовно-процессуального права Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Барыгина Александра Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент.

_________ «09» сентября 2016 г.

 

 

 

 

 

 

© Российский государственный

университет правосудия,

Уральский филиал, 2016.

© Борохова Н.Е., 2016.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. Общие положения……………………………………………………. 4

2. Лекционные занятия ………………………………………………… 5

3. Семинарские занятия…………………………………………………6

4. Рекомендации по темам семинаров………………………………….7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения

 

Изучение учебной дисциплины «Особенности судебного разбирательства уголовных дел» основывается на тех знаниях, которые были получены студентом ранее в рамках учебного процесса по дисциплине «Уголовный процесс». Учебная дисциплина «Особенности судебного разбирательства уголовных дел» позволяет студенту получить более глубокие знания по вопросам уголовного судопроизводства, понять причины и закономерности введения в уголовно-процессуальное законодательство специфических правил и процедур, отличных от общего порядка производства по уголовным делам, их эффективность и необходимость на современном этапе.

Изучение данной учебной дисциплины студент должен начать с ознакомления с настоящим учебно-методическим комплексом, с анализа уголовно-процессуального законодательства на предмет наличия в нем всех изменений, которые были внесены к моменту начала рассматриваемой дисциплины, подбора официальных актов высших судебных органов, материалов судебно-следственной практики, научной и учебной литературы, указанной в планах семинарских занятий и соответствующем разделе учебно-методического комплекса.

Студенту, приступая к освоению материала, рассматриваемого в первом разделе «Общая характеристика дифференциации форм уголовного судопроизводства», необходимо учитывать то, что законодательное определение понятия «дифференциация форм уголовного судопроизводства» отсутствует. Оно является предметом научной дискуссии. Поэтому в зависимости от позиции авторов того или иного учебного и (или) научного издания можно встретить различные, даже прямо противоположные подходы и толкование законодательных предписаний, той системы норм, которая в настоящий момент получила свою фиксацию в уголовно-процессуальном законе. Но подобную ситуацию нельзя охарактеризовать отрицательно, поскольку она позволяет студенту обрести и (или) усовершенствовать свои навыки системного толкования нормативных установлений, самостоятельной работы с различными источниками, сформировать собственное представление о том, что из себя представляет дифференциация форм уголовного судопроизводства, какие процедуры и на основе каких критериев следует обособлять от общих правил производства по уголовным делам, дополнительных гарантий прав участников уголовно-процессуальных отношений.

Второй раздел «Характеристика отдельных процессуальных форм уголовного судопроизводства» включает в себя освещение и анализ различных процедур с точки зрения специфики процессуальных правил, свойственных каждой из них, основываясь на максимально широком спектре научных взглядов, идей по вопросу дифференциации форм уголовного судопроизводства.

Основными формами преподавания учебной дисциплины «Особенности судебного разбирательства уголовных дел» являются лекционные и семинарские занятия.

 

2. Лекционные занятия

В рамках лекций раскрывается сущность, смысл и значение единства и дифференциации уголовного судопроизводства, исторические предпосылки, научные подходы и критерии дифференциации уголовного судопроизводства (Раздел 1. Общая характеристика дифференциации форм уголовного судопроизводства), демонстрируется специфика заочного производства по уголовному делу, особого порядка судебного разбирательства, особенностей производства у мирового судьи по уголовным делам частного обвинения и в суде с участием присяжных заседателей, особого порядка уголовного судопроизводства (Раздел 2. Характеристика отдельных процессуальных форм уголовного судопроизводства).

 

 

3. Семинарские занятия

На семинарских занятиях осуществляется контроль знаний студентов, полученных ими в рамках аудиторных занятий и в ходе самостоятельной работы студентов по всем темам учебной дисциплины с различными учебными, научными и законодательными источниками, материалами судебно-следственной практики, прививаются навыки публичных выступлений, аргументирования своей позиции, логического мышления, участия в диспутах и дискуссиях, мгновенного реагирования на вопросы, поиска правильного решения предложенной задачи, проблемной ситуации. Это достигается посредством проведения для студентов очной формы обучения следующих видов семинаров1 и (или) их сочетания:

— применительно к каждой теме семинарского занятия может использоваться вопросно-ответный вид семинаров;

— развернутая беседа, предполагающая подготовку всех студентов по всем вопросам семинара, выступления студентов (по желанию или по вызову преподавателя) с последующим обсуждением;

— система докладов, которая предполагает назначение докладчиков и (или) содокладчиков, их оппонентов с последующим выражением каждым присутствующим в аудитории студентом своего мнения по теме выступления;

— решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; контрольные (письменные) работы по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;

— семинар-пресс-конференция, когда после каждого доклада студенту-докладчику аудитория задает вопросы по теме выступления и заслушивает ответы на них.

Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней источников, уровнем подготовки студентов… 2

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в форме устного опроса (собеседования), выступления студентов на семинарах, научных конференциях, руководства письменными работами (рефератами, научными статьями, сообщениями и т.д.), проверки письменных работ студентов, тестирования.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах в учебном процессе, составляет 20 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий.

Существенной частью учебного процесса наряду с аудиторной (лекциями и семинарами) является самостоятельная работа студентов: подготовка к лекциям, семинарам, другим практическим занятиям, зачету, написание рефератов, выполнение заданий, контрольных работ и др. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему занятию по всем обозначенным в методическом пособии вопросам. Невыясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем3.

 

 

Рекомендации по темам семинаров:

Раздел 1. Общая характеристика дифференциации форм уголовного судопроизводства

Тема 1. Понятие дифференциации форм уголовного судопроизводства

Темы для подготовки:

1. Дифференциация процессуальных форм: исторический аспект.

2. Единство и дифференциация современного уголовного судопроизводства России.

 

Примерная тематика рефератов, эссе, научных сообщений и докладов4

1. Законодательство о революционных трибуналах и дифференциация форм уголовного судопроизводства на территории Советской республики.

2. Дифференциация уголовного судопроизводства по УПК РСФСР 1922 и 1923 г.г.

3. Особенности рассмотрения уголовных дел о террористических актах и террористических организациях, о вредительстве и диверсиях в 30-е годы XX века на территории СССР.

4. Особенности производства по уголовным делам в период Великой Отечественной войны.

5. Военное время и уголовное судопроизводство.

6. Исторический экскурс в дифференциацию форм уголовного судопроизводства в отдельных зарубежных странах.

Студенту необходимо знать, что под уголовно-процессуальной формой понимается порядок проведения отдельных процессуальных действий или принятия решений, а, кроме того, порядок отдельных видов производств, установленный уголовно-процессуальным законом.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо уяснить понятие единства процессуальной формы. В этом смысле, студенту могут помочь работы таких процессуалистов, как Т.Н. Добровольская, М.С. Строгович, П.С. Элькинд, которые выступали сторонниками унификации производства.

Ныне в науке уголовного процесса большой интерес вызывают не только вопросы, относящиеся к сущности процессуальных форм, но и проблемы, связанные с их дифференциацией. Изучение проблем дифференциации уголовно-процессуальной формы является одним из приоритетных направлений современной процессуальной науки. Студентам рекомендуется ознакомиться с трудами В.Д. Арсеньева, П.Ф. Пашкевич, Р.Д. Рахунова, М.Л. Якуб.

 

Раздел 2. Характеристика отдельных процессуальных форм уголовного судопроизводства

Тема 2. Заочное производство по уголовным делам

Темы для подготовки:

1. Понятие заочного судебного разбирательства.

2. Исторический экскурс в регламентацию заочного производства по уголовным делам в различных государствах.

3. Международные стандарты, определяющие общий порядок судебного разбирательства и заочное рассмотрение уголовного дела.

4. Рассмотрение уголовных дел в отсутствие подсудимого по законодательству некоторых стран СНГ.

5. Пробелы законодательного регулирования досудебного производства в случаях, когда обвиняемый находится за пределами Российской Федерации и (или) уклоняется от явки к следователю, обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения неизвестно по иным причинам.

6. Пробелы законодательного регулирования судебных процедур (предварительного слушания и судебного разбирательства).

7. Практика рассмотрения судами уголовных дел в отсутствие обвиняемого (подсудимого).

 

Примерная тематика рефератов, эссе, научных сообщений и докладов

1. Исторический экскурс в регламентацию рассмотрения уголовных дел в отсутствие подсудимого в древней Греции и древнем Риме.

2. Исторический экскурс в регламентацию рассмотрения уголовных дел в отсутствие подсудимого в Германии, Франции, Англии.

3. Исторический экскурс в регламентацию рассмотрения уголовных дел в отсутствие подсудимого по отечественному законодательству.

4. Рассмотрение уголовных дел в отсутствие подсудимого по Уставу уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г.

5. Вторая мировая война и Международные военные трибуналы над главными военными преступниками европейских стран оси и на Дальнем Востоке.

6. Нюрнбергский процесс: особенности процедуры.

7. От Международных военных трибуналов до Международного уголовного суда.

8. Анализ практики рассмотрения уголовных дел в отсутствие подсудимого на территории Российской Федерации.

9. Регламентация права подсудимого (обвиняемого) присутствовать при рассмотрении дела в суде в международных актах и национальном законодательстве.

10. Рассмотрение уголовного дела в отсутствие подсудимого судом с участием присяжных заседателей: за и против.

11. Международное сотрудничество и обеспечение участия подсудимого в судебном разбирательстве.

12. Заочное производство по уголовным делам в международных актах и национальном законодательстве.

13. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания следствия и суда.

Студенту необходимо иметь в виду, что заочное рассмотрение уголовных дел — одна из актуальных, но почти неисследованных проблем современного уголовного судопроизводства России, изучение которой невозможно без обращения к вопросам истории. Именно поэтому вопросы для подготовки к семинару содержат уклон на исторический аспект проблемы. Нужно принять к сведению и сравнительно-правовой аспект.

Для подготовки необходимо ознакомиться с научными трудами А.Д. Прошлякова, И.Л.Петрухина, П. Кукушкина, В.Курченко, Д.Т.Арабули.

Необходимо использовать при подготовке справочные системы «Консультант», «Гарант» и, по возможности, подкреплять свои ответы примерами из практики.

 

Тема 3. Особый порядок судебного разбирательства

Вопросы для подготовки:

1. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением: общая характеристика.

2. Защита прав и законных интересов потерпевшего при рассмотрении уголовного дела в порядке гл. 40 УПК РФ.

3. Механизм реализации обвиняемым права на рассмотрение уголовного дела в порядке гл. 40 УПК РФ.

4. Механизм реализации подозреваемым, обвиняемым права на рассмотрение уголовного дела в порядке гл. 401 УПК РФ.

5. Содержание досудебного соглашения о сотрудничестве.

6. Защита прав и законных интересов потерпевшего при рассмотрении уголовного дела в порядке гл. 401 УПК РФ.

 

Примерная тематика рефератов, эссе, научных сообщений и докладов

1. Защита имущественных прав при рассмотрении уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства: сравнительная характеристика норм гл. 40 и 401 УПК РФ.

2. Защита имущественных прав при рассмотрении уголовного дела в порядке гл. 40 УПК РФ.

3. Защита имущественных прав при рассмотрении уголовного дела в порядке гл. 401 УПК РФ.

4. Гарантии права обвиняемого (подсудимого) на защиту в ходе особого порядка судебного разбирательства.

5. Досудебное соглашение о сотрудничестве: проблемы и пути их решения.

6. Пробелы законодательного регулирования процесса заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.

7. Гарантии права обвиняемого (подсудимого) на защиту при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

8. Проблемы защиты прав и законных интересов потерпевшего при заключении с подозреваемым, обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве.

9. Практика рассмотрения уголовных дел в порядке гл. 40 УПК РФ судами г. Челябинска и Челябинской области.

10. Практика рассмотрения уголовных дел в порядке гл. 401 УПК РФ судами г. Челябинска и Челябинской области.

Студентам из курса уголовно-процессуального права известно, что раздел X Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации «Особый порядок судебного разбирательства» содержит две главы, регламентирующие особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением (глава 40 УПК РФ) и особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (глава 40.1 УПК РФ). В юридической литературе эти формы принято называть упрощенными.

Для подготовки к семинарскому занятию следует вспомнить основные положения уголовно-процессуального закона, регламентирующие основания, порядок производства в данной процессуальной форме. При подготовке студенту рекомендуется расширить свои знания по вопросу, включив в них сравнительно-правовой анализ сокращенных производств в зарубежных странах. При этом, следует отметить, что ни один из существовавших ранее в российском уголовном процессе сокращенных порядков судопроизводства не был связан с такими условиями, как признание обвиняемым предъявленного обвинения (за исключением, пожалуй, судебного приказа) и сотрудничества с обвинением.

Студенту следует обдумать вопрос о юридической природе особых порядков судебного разбирательства. Некоторые авторы определяют особый порядок как российский вариант так называемой «сделки о признании вины» (англ. plea bargaining), получившей наибольшее распространение в уголовном судопроизводстве США. Соглашение о признании вины существует в таких странах, как США, Англия и Уэльс, Индия, Италия, Франция, Эстония, Израиль, Грузия.

Необходимо использовать при подготовке справочные системы «Консультант», «Гарант» и, по возможности, подкреплять свои ответы примерами из практики. Поскольку судебная практика по применению особого порядка находится в широком доступе, в число вопросов при подготовке к семинару включены обзорные практики судов Челябинской области.

 

Тема 4. Особенности производства по уголовным делам частного обвинения

Вопросы для подготовки

1. Возбуждение уголовных дел частного обвинения.

2. Процессуальное положение потерпевшего (частного обвинителя).

3. Осуществление частным обвинителем уголовного преследования.

4. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам частного обвинения.

5. Гарантии права на защиту обвиняемого (подсудимого) по уголовным делам частного обвинения.

6. Прекращение уголовных дел частного обвинения в связи с примирением сторон.

 

Примерная тематика рефератов, эссе, научных сообщений и докладов

1. Процессуальная самостоятельность потерпевшего по уголовным делам частного обвинения.

2. Обеспечение потерпевшему доступа к правосудию и судебной защите своих прав и законных интересов.

3. Особенности возбуждения уголовных дел частного обвинения.

4. Уголовные дела частного обвинения: расширение или сужение перечня преступлений – аргументы «за» и «против».

5. Пределы компетенции дознавателя, следователя, прокурора по уголовным делам частного обвинения.

6. Международные стандарты защиты прав и законных интересов потерпевших.

Студенту следует знать, что частное обвинение — разновидность обвинения в уголовно-процессуальном праве, когда уголовное преследование осуществляется не от имени государства, а по жалобе потерпевшего или его близких в виде письменного заявления. Из курса уголовно-процессуального права студент знает, что категория дел частного обвинения небольшая: ст.115, ст.116,ст.128.1УК РФ, однако рассмотрение их в суде 1 инстанции весьма специфично. Необходимо обратить внимание на черты, отличающие судебный порядок рассмотрения данного дела, от традиционного порядка рассмотрения иных уголовных дел. Материал по данной теме не является сложным для понимания, и, по большей своей части, он должен быть хорошо знаком студенту. Однако на семинарском занятии акцент делается на судебную практику, которая имеется в свободном доступе: в поисковых системах «Консультант», «Гарант» и на официальных сайтах судов.

Предполагается проведение диспута на тему о необходимости сохранения или ликвидации института частного обвинения. Студентам рекомендуется заранее определить с позицией по данному вопросу и подкрепить ее соответствующей аргументацией.

 

Тема 5. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей

Вопросы для подготовки.

1. Присяжные заседатели: общая характеристика статуса, требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели.

2. Реализация обвиняемым права на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

3. Особенности судебного производства при заявлении обвиняемым ходатайства о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

 

Примерная тематика рефератов, эссе, научных сообщений и докладов

1. Подсудность уголовных дел суду присяжных: проблемы и пути их решения.

2. Компетенция присяжных заседателей.

3. Особенности судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей в России.

4. Особенности рассмотрения уголовных дел судом присяжных заседателей в некоторых странах Европы.

5. Особенности рассмотрения уголовных дел судом присяжных заседателей в США.

5. Практика рассмотрения уголовных дел судом с участием присяжных заседателей на территории Российской Федерации.

6. Практика рассмотрения уголовных дел присяжными заседателями в Челябинском областном суде.

7. Практика рассмотрения уголовных дел присяжными заседателями на территории Уральского федерального округа.

8. Взгляд Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ на регламентацию процедуры в суде с участием присяжных заседателей.

9. Выбор состава суда при совершении преступления в соучастии: проблемы и пути решения.

 

Судебная процедура в суде с участием присяжных заседателей отличается сложностью. Поэтому студентам рекомендуется ознакомиться с соответствующим разделом УПК РФ, для того, чтобы вспомнить основные этапы судебного разбирательства, начиная с предварительного слушания, заканчивая постановлением приговора судьей. Требуется знать определение таких понятий, как суд присяжных, присяжный заседатель, формирование скамьи, тенденциозность состава присяжных, напутственное слово председательствующего, вопросный лист, обсуждение последствий вердикта и пр. Некоторую помощь окажет глоссарий по дисциплине «Суд присяжных в РФ», «Дифференциация форм уголовного судопроизводства», «Особенности судебного разбирательства уголовных дел». Однако предполагается, что большую работу студент должен проделать сам, уясняя основные понятия данного института. Необходимо уметь коротко, но информативно определить основные отличительные черты, характеризующие данный порядок от традиционного рассмотрения в суде уголовных дел.

Процедура рассмотрения уголовных дел с участием присяжных содержит немало дискуссионных вопросов. Студентам может быть предложено, поучаствовать в дискуссии на тему: «Суд присяжных: аргументы за и против». Студенту рекомендуется заранее обдумать свою правовую позицию и, используя знания, полученные при изучении уголовно-процессуального права, а также дисциплины «Суд присяжных в РФ» выступить с коротким обобщающим словом.

 

 

1 Подробнее о видах семинаров см.: Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. М.: РГУП, 2010. С. 141 – 158.

2 Торгашев Г.А. Указ. соч. С. 141.

3 Торгашев Г.А. Указ. соч. С. 158 – 160.

4 Студенты к каждому семинарскому занятию самостоятельно выбирают тему для написания рефератов, эссе, подготовки научных сообщений и докладов в зависимости от темы семинарского занятия. Учитывая научный интерес, опыт практической деятельности студента, преподаватель вправе дать разрешение подготовить студенту работу по иной теме.

Требования, предъявляемые к содержанию, объему и оформлению работ, указаны в разделе «Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов» настоящего учебно-методического комплекса.





Внимание, только СЕГОДНЯ!