Пути и способы участия граждан в правотворческой деятельности

пути и способы участия граждан в правотворческой деятельности

  • В современном государстве и обществе люди и различного рода их объединения постоянно вступают между собой в различные отношения. Эти отношения регулируются правом. Нормы права содержатся в различных источниках – законах, указах, постановлениях и других правовых актах. Все граждане и организации сталкиваются в обычной повседневной жизни с тем обстоятельством, что для нормальной их жизнедеятельности необходимо соблюдать нормы права. Все знают, что за нарушение норм права наступаетответственность. Каждое государство, принимая нормы, стремится поддержать в обществе определенную стабильность и порядок, обеспечить в рамках права свободу поведения и неприкосновенность прав и свободчеловека и гражданина. По мере усложнения общественных отношений право расширяет границы своего регулирования. Оно выступает в качества средства общения между людьми, организациями и между ними. 
    Данная роль права в жизнедеятельности общества и государства предполагает знание того, кто создает нормы права, имеют ли возможность сами граждане участия в правотворчестве, какие факторы влияют на создание норм права, каков сам процесс правотворчества, в чем проявляется качество принимаемых правовых актов, как нормы права работают в реальной жизни? Без знания самих правовых основ правотворчества невозможно активное участие граждан в построении правового государства и гражданского общества. Без такого знания исключается успешная деятельность субъектов права нормотворческой инициативы по созданию норм права, направленных на обеспечение свободы личности, законных интересов государства и общества. 
    В соответствии с программой учебной дисциплины «Правотворческий процесс» цель курса – «всесторонне и комплексно рассмотреть со студентами этот правовой институт, его основополагающие принципы, перечень субъектов, участвующих в правотворческом процессе, их компетенцию и механизм реализации полномочий, формы и методы взаимодействия друг с другом, особенности различных стадий правотворческого процесса; выявить пробелы и несоответствия в законодательстве, сложности его применения и пути их преодоления; изучить закономерности и проследить динамику правотворческого процесса на современном этапе становления Республики Беларусь как суверенного и независимого государства. Конечная цель – сформировать у студентов знания и умения по курсу «Правотворческий процесс», необходимые им для практической деятельности». 
    Актуальность правотворческого процесса для Республики Беларусь. Во все времена и эпохи существования общества и государства требовалось правовое регулирование общественной и государственной деятельности. Истоки правотворческого процесса находятся в обществе. Население в процессе своей деятельности вступает между собой в различные отношения по поводу производства, обмена и распределения материальных и нематериальных благ. Этотпроцесс объективно нуждается в регулировании. Без права, без возведения его в ранг обязательного как для граждан, так и для государства нас постигла быанархия и произвол. Правовое регулирование общественных процессов заключается в достижении основной цели — обеспечении порядка и законности, развитию различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Эта цель является характерной для любого государства в любой исторический промежуток времени. 
    Республика Беларусь впервые в Конституции 1994 г. провозгласила себя правовым государствомПравовое государство – это государство, в котором существуют разделение властей, верховенство права, государство ограничено правом, нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения, гарантируются права и свободы человека и гражданина, юридическая защищенность граждан от произвола государства, на практике реально действует принцип взаимной ответственности государства и граждан. Все эти положения закреплены в Конституции Беларуси, но многие из этих положений нам на практике еще предстоит реализовать. 
    Согласно части 1 ст. 2 Конституции «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».Конституция Беларуси возложила на государство высшую цель – обеспечение